Сервитут – это юридически зафиксированное право лица (лиц) на ограниченное пользование чужой собственностью.
Сервитут - вещное право, выступающее как обременение земельного участка, при этом не лишающее собственника участка права владения, пользования и распоряжения.
Существует два вида сервитута: • Публичный сервитут - устанавливается в интересах государства, муниципалитета или местного населения без изъятия земельного участка. (проход к водоему и его береговой полосе или иному социально значимому объекту возможен только через конкретный земельный участок), Земельный участок может быть обременен правом прохода или проезда к объектам общего пользования. • Сервитут - устанавливается в интересах конкретного лица (проход на Ваш земельный участок возможен только через участок соседа или при подведении коммуникаций к Вашему участку, необходимо перекопать соседний участок, то с соседом необходимо заключить соглашение о сервитуте). Сервитут подлежит государственной регистрации в рамках Федерального закона от 13.07.2015г. №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в Едином Государственном Реестре Недвижимости (ЕГРН).
Сервитут может быть установлен по взаимному соглашению сторон или по судебному решению, в случае если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения.
Если собственник земельного участка согласен на установление сервитута, то необходимо заключить с ним соглашение, в котором указывается: • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут; • сведений о сторонах соглашения; • цель и основание на установление сервитута; • срок действия сервитута (если сервитут не бессрочный); • размер платы (если сервитут устанавливается за плату); • права и обязанности сторон соглашения, в том числе обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.
В случае установления публичного сервитута необходимо определение границ его действия. При регистрации публичного сервитута вносится цель и срок ограничения по использованию земельных участков, которые находятся в этих границах.
Публичный сервитут устанавливается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления для обеспечения государственных или муниципальных нужд, нужд местного населения, при этом изъятие земельных участков.
Публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления на основании ходатайства об установлении публичного сервитута (статья 39 Земельного кодекса РФ). Для осуществления публичного сервитута заключается письменное соглашение между обладателем сервитута и собственником земельного участка (арендатором, землепользователем, землевладельцем участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в отношении которых установлен публичный сервитут).
Согласие правообладателей земельных участков для принятия решения об установлении публичного сервитута в порядке, предусмотренном главой V.7 ЗК РФ, не требуется. Вместе с тем решение об установлении публичного сервитута может быть оспорено правообладателем земельного участка в судебном порядке.
Участники соглашения об установлении сервитута (или один из них) подают документы на государственную регистрацию сервитута путем личного обращения через МФЦ. При установлении сервитута на часть земельного участка, необходимо предоставление межевого плана для проведения процедуры государственного кадастрового учета в отношении части земельного участка (на которую устанавливается сервитут) и одновременной государственной регистрации сервитута. По результату регистрации сервитута в ЕГРН заявителю выдается выписка из ЕГРН, которая содержит сведения о сервитуте, если он зарегистрирован как вещное право.
Сведения о публичном сервитуте исключаются из реестра границ ЕГРН по истечении срока, на который он был установлен.
Публичный сервитут может быть прекращен до истечения срока определенным уполномоченным органом (посредством принятия соответствующего акта) или судом (в результате оспаривания решения или бездействия вышеуказанного уполномоченного органа). Правообладатель может требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке по основаниям, которые определены в статье 48 ЗК РФ.
Сервитут прекращается, если: • истек срок, на который он был установлен; • стороны договорились о прекращении сервитута и заключили соответствующее соглашение; • отпали основания, на которых он был установлен (в этом случае собственник обремененного земельного участка может требовать прекращения сервитута); • обремененный участок не может использоваться по целевому назначению из-за сервитута (в этом случае для его прекращения собственнику нужно обратиться в суд).