Яндекс.Метрика

ПУБЛИЧНЫЙ СЕРВИТУТ ДЛЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ

Конституция РФ гарантирует гражданам России право частной собственности на принадлежащую ему вещь. При защите конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц права граждан могут быть ограничены федеральным законами в той мере, в которой это необходимо государству. Ограничение права собственности возможно в случаях и в порядке, которые установлены законом.

Соблюсти баланс интересов, когда возникает потребность использования чужого земельного участка — это сложная задача. Право одного не должно нарушать права другого и наоборот. Указанный подход распространяется на все сферы жизни россиян, в том числе и на правоотношения, связанные с частной собственностью на недвижимое имущество и землю. Одним из самых распространенных на практике ограничений прав собственника недвижимости является сервитут. Сервитут является исключительной мерой, которая применяется только в случаях крайней необходимости. Этот правовой институт известен еще со времен Древнего Рима. Именно сервитут предоставляет право ограниченного пользования чужой недвижимой вещью для обеспечения возможности использования другой недвижимой вещи.


Единственное право на земельный участок, которое может быть установлено принудительно — право ограниченного пользования (сервитут). Правовой режим сервитута не лишает собственника обременяемого земельного участка возможностью им владеть и пользоваться. Сервитут может быть реализован между соседними объектами недвижимости. Чаще всего такими объектами недвижимости являются земельные участки.

Также статьей 274 Гражданского кодекса РФ определено, что сервитут может устанавливаться для обеспечения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

С 1 марта 2015 г., вступившие в силу изменения Земельного кодекса РФ (статья 39.23), закрепили возможность установления сервитута в отношении земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности для размещения линейных объектов, сооружений связи, специальных защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.

Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержден Постановлением Правительства Р Ф от 03.12.2014 г. № 1300.


Публичный сервитут устанавливается не законом (иным нормативным актом РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления), а административным правовым актом — решением соответствующего органа. Исключена процедура установления публичного сервитута через общественные слушания, которые в ранее были предусмотрены статьей 23 Земельного Кодекса Р Ф.


В соответствии со статьей 39.37 Земельного Кодекса Р Ф, публичный сервитут может быть установлен как на земельный участок, так и на землю для размещения водопроводных сетей, сетей водоотведения, объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если эти объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, или необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.


Для упрощения размещения определенных линейных объектов на чужих земельных участках и дальнейшее оформление права собственности на них возможно применение Федерального закона от 03.08.2018 г. № 341-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения размещения линейных объектов» который вступил в силу 01.09.2018 г.


Графическое описание местоположения границ сервитута и определение перечня координат характерных точек этих границ производится по аналогии в отношении зон с особыми условиями использования территорий.


В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» сервитут подлежит государственной регистрации. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) сведений о части земельного участка, обременяемого сервитутом не является препятствием для его государственной регистрации. Публичный сервитут считается установленным со дня внесения сведений о нем в ЕГРН (статья 39.43 пункт 8 ЗК РФ).


Максимальный срок публичного сервитута, в том числе для размещения линейного объекта, составляет 49 лет.


Политика конфиденциальности

    Made on
    Tilda